Этика профессиональной деятельности психолога

Начнем с того, что этические нормы деятельности психологов необходимы для планирования работы с клиентами, решения возможных конфликтных ситуаций, которые часто возникают в работе психолога. К тому же этика деятельности психолога ограждает клиентов от некомпетентных и неквалифицированных специалистов.

Принцип компетентности

  • При работе с клиентами психолог должен использовать исключительно надежные и проверенные методики.
  • Чтобы оказывать качественную и квалифицированную помощь своим клиентам, психологу необходимо  постоянно повышать свои знания и умения, а также изучать новые методики психологической помощи. Однако использовать новые методики психолог может только после прохождения соответствующего обучения.
  • Психологу необходимо понимать границы своей компетентности при работе с клиентами. Данные границы определяются образованием специалиста, опытом, а также личными качествами психолога.
  • При работе с каждым клиентом психологу необходимо самостоятельно определить методику обследования. Если он не может это сделать, то ему нужно проконсультироваться с экспертом в этой области. В том случае, если психолог не смог помочь клиенту, то он должен сообщить ему об этом и порекомендовать другого специалиста.

Принцип конфиденциальности

  • Специалист не должен разглашать информацию, которую он получил от клиента в процессе работы с ним. Данный принцип может быть нарушен только с согласия клиента или в случаях, которые предусмотрены законом.
  • Если психолог знает, что ему придется раскрыть информацию о клиенте, то ему необходимо предупредить его об этом, описав характер раскрываемой информации и ее объем.
  • Если эксперты запрашивают у психолога информацию о клиенте, то он должен дать ее в такой форме, которая не будет содержать личные данные клиента.
  • Если на консультации необходимо присутствие третьих лиц, то вы должен сообщить об этом клиенту и получить от него разрешение.
  • Если специалист планирует опубликовать исследования, он должен исключить личные данные о клиенте.

Принцип ответственности

  • Специалист обязан осознавать понимать ответственность перед своими клиентами. Для того чтобы сделать общество более благополучным, психолог должен передавать свои психологические знания любыми способами.  
  • Специалист не должен использовать непроверенную информацию в своих докладах и публичных выступлениях.
  • В своей работе специалист должен в первую очередь заботиться о благополучии клиентов, ни в коем случае не используя им во вред профессиональные навыки.
  • Психолог может перестать работу с клиентом, только если клиент больше не нуждается в его услугах или работа психолога не приносит результатов. Однако перед окончанием работы с клиентом психолог обязан подготовить его к прекращению занятий или передачи его другому специалисту.
  • Психолог не должен работать с клиентами, с которыми он находится в сексуальных отношениях. Помимо этого, он не должен вступать в такие отношения с уже имеющимися клиентами.
  • Психолог не должен вступать с клиентом в любые неформальные отношения.

Принцип благополучия клиентов

  • Специалист обязан уберегать своих клиентов от психологических травм. К тому же он обязан уважать всех своих клиентов, их права и моральные качества.
  • Основной целью работы психолога с клиентом должно быть достижение клиентом благополучия.
  • Психолог должен быть всегда максимально вежливый вне зависимости от возраста, интеллекта, национальности или вероисповедания клиента. Если у психолога возникают разногласия с клиентом из-за вышеперечисленных критериев, то психолог должен порекомендовать клиенту другого специалиста, отказав в предоставлении своих услуг.
     
30.08.2014

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.